d_trend (d_trend) wrote,
d_trend
d_trend

Categories:

«Симпсонизация» живописи

Мультсериалу «Симпсоны» уже более четверти века и тема, которую мне хотелось бы затронуть, в нем регулярно появляется, хоть и никогда не была ключевой. Речь идет о некоем преображении или стилизации под мультипликационные образы исторических личностей и известных лиц современности, памятников культуры и искусства и пр.
britan
Достаточно часто в сети мелькают кадры, где герои мультсериала представлены в виде главных героев популярных фильмов и сериалов – это даже можно назвать новым течением в сети:
Матрица

Герои Игры престолов
Иногда затрагиваются религиозные темы:
eve

А не так давно в сети набрала популярность новость, которую хотелось бы обсудить отдельно и подробно – тему «симпсонизации» русской живописи. Почему именно ее? Обратимся к первоисточнику:
«Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов старается «выжать» из своих студентов максимум креативности и поэтому придумывает для них интересные, нестандартные и даже странные задания. Недавно он поставил перед своими подопечными задачу создать сатиру на канонические полотна русской живописи, использовав при этом технику «симпсонизации»
Ниже представлены некоторые примеры «работ» студентов:
Пародия на картину Валентина Серова «Девочка с персиками»
Пародия на картину Валентина Серова «Девочка с персиками»

Пародия на картину Виктора Васнецова «Иван-царевич и серый волк»
Пародия на картину Виктора Васнецова «Иван-царевич и серый волк»

Пародия на картину Александра Иванова «Явление Христа народу»
Пародия на картину Александра Иванова «Явление Христа народу»

Пародия на картину Михаила Врубеля «Демон»
Пародия на картину Михаила Врубеля «Демон»

Пародия на картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Пародия на картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»

И многие-многие другие, которые очень бурно обсуждались в новостных, развлекательных и прочих блогосферах:
«Около 570.000 просмотров / impressions в первый день, 1200000 во второй день, два федеральных канала рассказали про проект.»

Глядя на это извращение, хочется спросить прежде всего Дмитрия Карпова: это что, новый подход в обучении студентов – будущих художников? Тех, кто должны принять наследие их великих предшественников? Тех, кто должны раскрепостить в человеке творческие способности, пробуждать в человеке все самое высокое? Это – новый культура, которая, подобно оригиналам, превозносит гуманизм?
Впрочем, на часть вопросов Карпову удалось ответить в интервью, небольшой анализ которого предлагаю ниже.



Дмитрий Карпов:
«Это штрафной проект, здесь нет никакой оригинальной идеи. Задача «брифа» – собрать большую молодежную аудиторию за короткий срок и показать им те произведения, которые они не стали бы смотреть самостоятельно никогда.»
Интересный подход. Т.е. обратиться к опыту предков Карпов не хочет. Он никогда не слышал о том, как школьников и студентов возили в музеи, на выставки и галереи. При этом делалось это на регулярной основе, затраты в основном компенсировались государством, и школьники вполне могли себе наслаждаться высоким не только в своем родном городе, но и поехать в Москву, Ленинград, Киев и многие другие города, славящиеся своими культурными достижениями. Ну а что уже говорить о студентах (студентах!) соответствующих ВУЗов, которые просто обязаны знакомиться с произведениями искусства как минимум заочно!


Д.К.:
«Студенты не успели в срок и поэтому я даю им «бриф»: пожалуйста, за следующий день, а это день народного единства, я даю вам список художников и к концу дня вы должны их принудительно «симпсонизировать»
«Очень интересно с библейскими сюжетами – в ранних работах мы можем увидеть Иисуса очень ироничным, просто потому, что его так изобразили. Допустимо изображение у Марии груди или не допустимо? Почему мы должны сейчас скатываться в 14-й век? Это произведение искусства и оно не является частью религиозного культа. Студенты пытались интерпретировать «Троицу» Андрея Рублева и мы им это позволяли, потому что сейчас есть свобода выражения конкретного автора и есть возможность человека смотреть или не смотреть. Если выставка проводится в музее, ты можешь на выставку не идти, если это оскорбляет твои чувства – она существует для тех, кто к этому относится, как к объекту, как к сообщению».
Современный «творец», как это часто бывает, смешивает все в одну посуду: ранние изображения Христа и обнаженной Девы Марии, какое-то скатывание в средние века, свободу выражения студентов и свободу посещения выставок. В то время, как надо четко понимать, что художники разумеется имеют полнейшее право черпать вдохновение из религиозных образов, но при этом они не должны уничтожать высочайший духовный смысл, который изначально в эти произведения закладывался! А именно этим, в сущности, и заставляет заниматься своих студентов этот «чудо-преподаватель». Уничтожая этот смысл, уничтожается культурное ядро и, соответственно, весь народ, который просто не может существовать без него.
О чем вспомнит школьник, потом – студент, потом – родитель, который будет просвещать своих детей, глядя в последствии на оригиналы или копии великих произведений? О Гомере и Мардж Симпсонах? Что он будет хранить в своей душе и передаст потомкам?


Д.К.:
«Может быть, следующим этапом будет выставка в галереях этих картин, написанных маслом. Может быть, это будут не Симпсоны, а «Ну, погоди!» - мы возьмем и очень хорошо зацепим старшую аудиторию, советскую, хорошо выкормленную на качественной анимации. Может быть, аудитория сделает что-то, связанное с инстаграмм – пойти в галерею и сделать фотографию себя на фоне этой картины и вставишь в какой-то сюжет. А может, придя таким образом в музей, ты заинтересуешься картинами. Образование изменилось, подходы к творческому образованию изменились…»
Нужно ли комментировать желание снова проехаться зубилом по советскому прошлому? Почему бы не взять и не исковеркать прекрасной советской мультипликацией очередной пласт русской культуры? А вместо совместного похода в музей с гидом/учителем, предварительно изучив тонкости произведений искусств, Карпов рекомендует  сделать фотографию в инстаграмм и выложить себя на фоне «Моны Лизы» в социальную сеть – ведь инстаграмм для того и нужна. Все строго передовым нормам и подходам к творческому образованию, так сказать.


Д.К.:
«Значимые вещи для поколения, выросшего за последние 20 лет, ушло из публичного пространства, ушло из ток-шоу, телевидения. Развлекательный компонент остался, но он остался для очень интересной аудитории – для аудитории, которая точно ходит на выборы.»
Это, конечно, не открыто делить людей на «анчоусов и дельфинов» или «мух и пчел», но параллель просматривается с кристальной ясностью – вот поколение быдла, которое смотрит телевизор, и поколение других – молодых, перспективных, связанных с новыми технологиями, ярких индивидуалов.


Д.К.:
«Сейчас принципиально всем создать какую-то определенную атмосферу вокруг талантливых ребят, вокруг тех, кто стремится к самообразованию, саморазвитию, чтобы они понимали, что для них сейчас есть шанс – шанс современных технологий, шанс в создании новых смыслов, приложений, сервисов, связанных с цифровой средой, связанных с улучшением жизни в городе, с развитием городских сервисов для того, чтобы жить было просто удобно и хорошо.»
Вот такую «симпсоновскую» атмосферу и призывает создать Карпов – это для него и есть самореализация талантливых ребят. При этом даже не хочется уточнять, эту-то атмосферу можно создавать вокруг них, а что делать с остальными? Теми, у кого нет доступа до современных технологий? Кто и не слышал и сервисе и приложениях, связанных с цифровой средой. Обратите внимание, как Карпов связывает новые смыслы исключительно с тем, чтобы жить было просто удобно и хорошо, что в очередной раз наглядно демонстрирует стремления нашей «творческой элиты», того самого «креативного» класса.


Д.К.
«Люди должны внутри чувствовать внутреннюю творческую свободу, мы все ощущаем, что нам надо держать фигу в кармане… Наша привычка жить двумя стандартами, самоцензура, присущая нашему обществу… у нас же общество очень интересное: на Кавказе одно, в Центре другое, за Уралом третье с точки зрения отношения к каким-то вещам. Мы должны привыкнуть к тому, что наша страна – это как у подъезда скамейка, на которой может сидеть бабушка, ортодоксальный иудей, мусульманин, атеист, гопник с пивом нетрадиционной сексуальной ориентации и на какой-то своей внутренней территории они чувствуют себя на этой скамейке хорошо. Потому что один другого сейчас не пытается намеренно унизить, оскорбить, доказать. У них где-то там есть что-то общее.»
В очередной раз подчеркивается то, что у нас привычка жить какими-то непонятными стандартами, что существуют определенные рамки, которые Карпов упорно называет «самоцензурой» - и эти рамки просто необходимо уничтожать! При этом сам автор слов не вспоминает, как наше общество столетиями жило вместе, он не вспоминает, как при помощи идеологии можно было убрать все существующие межнациональные, межрасовые и прочие распри. Показателен пример с гопником-гомосексуалистом – политкорректный Карпов ничего страшного и противоестественного не видит ни в одном, ни в другом, ни во вместе взятом. Есть такое явление и это нормально, это – самовыражение.

Ну и закончить хотелось бы финальным монологом творца:
Д.К.
«Pussy Riot – это достаточно мощное произведение современного искусства и реакция на него была конечно неадекватная... Искусство – это то, что происходит здесь и сейчас, это по сути вещи, которые человек фиксирует, художник пытается донести его состояние до людей, которые тоже это почувствуют. Любым доступным средством... И мне нравится произведение искусства – белый холст, на котором просто написано «Ты меня сделал».


Вот для того, чтобы наше общество окончательно «не сделали» подобные персонажи, мы и обязаны вести борьбу!
Tags: живопись, креативный класс, культурная война, культурное ядро, постмодерн, симпсонизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments